Логистический процесс

Часто считают, что грузопоток начинается с того момента, когда грузы погружены в транспортные средства (вагоны, автомобили, суда морского или речного флота). Однако, прежде чем погрузить грузы в транспортные средства, обычно необходимо выполнить некоторые подготовительные операции, без которых перевозки грузов будут или неэффективны, или вообще невозможны. Большинство этих подготовительных, предварительных операций относится к области информационного обеспечения грузового транспорта.

 
Анализ структуры логистического процесса позволяет установить его строение, этапы развития и особенности, а также выявить сущность и роль указанных подготовительных операций в общей организации грузопотока.
 
Точки А и Г — это моменты времени начала и окончания логистического процесса, точки Б и В— моменты начала и окончания материального потока.
 
Временной интервал АБ — это этап планирования и организации грузопотока (ЭПО). Он начинается в момент времени А, когда возникла идея об организации грузопотока, и заканчивается в момент времени Б, когда начинаются перевозки грузов. На этом этапе выполняются разработки по характеру, номенклатуре и параметрам грузов, необходимых рынку; по анализу товарных рынков и конкурентной среды на них выбираются и обосновываются параметры грузопотока (общая величина, размеры транспортных партий, тара и упаковка, грузовые транспортные единицы и т. д.) и виды транспорта; планируется расположение производственных и складских мощностей; вырабатывается ценовая политика, предусматриваются вопросы продвижения товаров на рынок, выполняются все необходимые экономические и инженерно-технические расчеты и обоснования.
 
БВ — это этап материального потока (ЭМП), на котором осуществляется поставка сырья, материалов и комплектующих изделий, товары изготовляются, транспортируются, складируются и т. д., т. е. выполняется физическое распределение товаров (по зарубежной терминологии) и доведение их до конечного потребителя.
 
ВГ — это этап контроля и анализа осуществленного грузопотока (ЭКА), при котором уже нет перевозок грузов, материального потока, но могут продолжаться определенные информационные и финансовые потоки, а также осуществляется послепродажное обслуживание клиентов, которые приобрели товары, анализ поведения рынка при поступлении этого грузопотока, реакции конкурентов, изучение колебания цен и другая оценка результатов организации и осуществления товарного потока на рынок. Из перечисленных операций логистического процесса, выполняемых на первом и третьем этапах организации грузопотоков, видно, что деловая логистика забирает и покрывает многие функции маркетинга, такие как:
 
исследование потребностей рынка товаров и услуг;
изучение конкурентной среды на товарных рынках;
стратегия продвижения товаров на рынок;
разработка ценовой политики;
общая деловая стратегия предприятия.
Поэтому некоторые специалисты полагают, что деловая логистика является более широким понятием по сравнению с маркетингом и включает в себя маркетинг как составную часть. Узкие специалисты по маркетингу против этого, естественно, возражают, так как они не хотят терять свою «независимость» и «самостоятельность». Однако во многих зарубежных компаниях группы или отделы маркетинга входят в состав общей службы деловой логистики предприятия и подчиняются вице-президенту компании по логистике.
 
Логистический процесс состоит из двух уровней или подсистем: информационной подсистемы ИП и материальной МП. При этом логистический процесс начинается именно с операций планирования и организации, т. е. со сбора и обработки информации, когда сами материальные, товарные потоки еще отсутствуют.
 
Операции информационной подсистемы ИП — это различные расчеты, сбор и обработка информации, переговоры с другими участниками логистического процесса, совещания, заключение договоров, принятие управленческих решений и т. д.
 
Операции материальной подсистемы МП — это транспортировка грузов, складирование, перегрузки, формирование и расформирование грузовых транспортных единиц (пакетов на поддонах, контейнеров), сортировка грузов, упаковка грузов, комплектация транспортных партий и т. д.
 
На первом этапе планирования и организации ЭПО выполняются только операции информационной подсистемы ИП. Когда начинается этап материального грузопотока ЭМП, операции информационной подсистемы ИП и материальной подсистемы МП идут параллельно, так как всегда материальные процессы транспортировок, складирования и перегрузок грузов сопровождаются переработкой информации (оформление транспортных документов, учет движения грузов и т. д.),
 
На этом этапе операции информационной и материальной подсистем взаимодействуют друг с другом и могут способствовать или препятствовать протеканию логистического процесса. Так, задержка в оформлении транспортных, юридических или финансовых документов может задержать процессы перевозок и складирования грузов. В свою очередь, несвоевременное прибытие или неправильная комплектация транспортной партии может привести к задержке оформления юридических документов (Акта приемки грузов) или финансовых документов (оплата за грузы или за работы).
 
На этапе контроля и анализа ЭКА, когда физическое распределение, транспортировка грузов закончены, выполняются только операции информационной подсистемы ИП (сбор данных it анализ поведения потребителей и конкурентов, состояние цен на рынке, составление отчетов и предложений об эффективности ранее принятых решений по организации грузопотока, послепродажное обслуживание потребителей и т. д.)- По результатам этого анализа принимают решения по возможной корректировке действий при планировании следующего цикла деловой логистики, при организации нового грузопотока.
 
Таким образом, работает и развивается логистический процесс, имеющий в своей структуре две подсистемы ИП и МП и три этапа по времени. Каждая из этих подсистем представляет собой логистическую цепь, под которой можно понимать совокупность логистических операций, выполняемых последовательно от момента зарождения до момента затухания потока товаров, работ, услуг на соответствующем потребительском рынке. Существует и другое понимание логистической цепи, при котором в качестве отдельных звеньев цепи принимают предприятия, участвующие в процессах транспортировок и переработки грузов.
 
И — предприятия-изготовители товаров;
 
П — конечные потребители товаров;
 
ПС — перевалочные склады в системах мультимодальных перевозок (т. е. перевозок разными видами транспорта);
 
ТП — торговые посредники (оптовые или мелкооптовые торговые предприятия, торговые брокеры или комиссионеры и т. д.);
 
Т, TL, Т2 — разные виды транспорта (транспортные предприятия).
 
В варианте 1 товары непосредственно доставляются одним видом транс­порта Т со склада готовой продукции предприятия-изготовителя И конечному потребителю товаров П (например, в розничную тортовую сеть).
 
В варианте 2 товары завозятся со склада готовой продукции предприятия-изготовителя И на перевалочный склад ПС одним видом транспорта Т, (например, железнодорожным), а затем с этого склада доставляются потребителям П другим видом транспорта Т2 (напри­мер, автомобильным).
 
В варианте 3 товары со склада готовой продукции предприятия-изготовителя И доставляются торговому посреднику ТП каким-либо транспортом Т (например, автомобильным) и этим же видом транспорта Т перевозятся затем со складов этого торгового посредника ГП потребителям П (например, в магазины).
 
В варианте 4 товары завозятся на склад торгового посредника ТП со склада готовой продукции предприятия-изготовителя И одним видом транспорта Т, а затем со склада торгового посредника доставляют товары потребителям П другим видом транспорта Т3 (например, этот вариант возможен в случае, если изготовитель И и торговый посредник ТП расположены в разных регионах, тогда транспорт TL может быть железнодорожным, а транспорт Т; — автомобильным).
 
В варианте 5 товары доставляются от предприятия-изготовителя И сначала на перевалочный склад ПС одним видом транспорта Т (например, железнодорожным), с него другим видом транспорта Т (например, автомобильным) — на склад торгового посредника ТП, а с этого склада тем же видом транспорта — конечным потребителям П.
 
В варианте 6 товары от изготовителя завозятся на перевалочный склад ГС одним видом транспорта TL (например, автомобильным), затем транспортируются другим видом транспорта Тг до склада торгового посредника ТП и первым видом транспорта Т(например, автомобильным) доставляются потом конечному потребителю П (например, на предприятие розничной торговли).
 
В варианте 7 товары сначала завозятся со склада готовой продукции предприятия-изготовителя И на склад торгового посредника ТП одним видом транспорта Т; (например, автомобильным), затем после комплектации транспортных партий перевозятся этим же видом транспорта Т на перевалочный склад ПС (например, на грузовой двор железнодорожной станции), а потом доставляются другим видом транспорта Т2 (например, железнодорожным) конечному потребителю П (например, по такой схеме могут доставляться комплектующие изделия от изготовителя И предприятию-потребителю П).
 
При проектировании системы деловой логистики необходимо рассматривать эти и подобные им варианты логистических цепей, в том числе и более сложные, с большим числом видов транспорта, перевалочных складов, торговых посредников и т. д.
 
Углубленное рассмотрение логистических цепей как совокупностей предприятий, участвующих в логистическом процессе, имеет тот недостаток, что в этом случае не учитывается состав и эффективность элементарных логистических операций, под которыми подразумевают любое элементарное действие по переработке груза (перегрузка, транспортирование, пакетирование и т. д.) или информации (расчет, составление договора, оплат а товара, разработка технологии и т. д.).
 
Между тем одним из важных принципов деловой логистики является учет стоимости каждой элементарной операции в логистическом процессе.
 
Поэтому с методической точки зрения было бы более правильным, как уже было сказано ранее, при детальных расчетах строить и исследовать логистические цепи как технологически упорядоченные совокупности элементарных логистических операций.